95-летию со дня рождения Аскольда Фёдоровича Мурова посвящается
6-10 февраля. Читальный зал библиотеки
Выставка, посвященная творчеству А.Ф. Мурова
15 февраля, 16:30. Малый зал
Лекция кандидата искусствоведения, доцента кафедры истории музыки НГК им. М.И. Глинки С.С. Коробейникова. Творческая встреча с ученицей А.Ф. Мурова, композитором Е.А. Джагаровой
1 марта, 19:00. Концертный зал «Сибирский»
Концерт «Счастье и крест Аскольда Мурова». Подробнее
5 апреля, 16:30 Концертный зал «Сибирский»
Концерт-лекция, посвященный 95-летию со дня рождения Аскольда Мурова. Подробнее
«Музыке может служить только тот,
кто рождён любить и страдать».
А. Муров
5 февраля – юбилейная дата, связанная с личностью новосибирского композитора и педагога Аскольда Федоровича Мурова, имя которого с 2006 года носит Новосибирское музыкальное училище, а ныне – музыкальный колледж.
Первый сибирский композитор-симфонист, профессор, лауреат Государственной премии РСФСР, Заслуженный деятель искусств России, председатель Сибирской организации Союза композиторов РСФСР (1965-1970, 1984-1996), секретарь Союза композиторов РСФСР, член правления Союза композиторов СССР (1965-1970), депутат Новосибирского городского совета (1967-1969) Аскольд Федорович Муров, прежде всего, удивительно разносторонняя личность с необычайной широтой интересов. Всегда неутомимый, искрящийся, жадный до всего нового – таким запомнили его друзья, коллеги и ученики. Он брал от жизни всё, чтобы в разы больше отдать с безмерной щедростью своего таланта. И неизвестно как бы сложилась судьба у Аскольда Мурова, если бы, как часто в жизни бывает, не цепь случайностей, порой трагических.
Родился композитор 5 февраля 1928 года в городе Покровск (Энгельс) Саратовской области. Фамилию Муров получил от отца Фёдора Фёдоровича, который выбрал её себе по имени любимого персонажа из пьесы А. Островского «Без вины виноватые» – он служил актёром в Саратовском драматическом театре.
В детстве со стороны будущего композитора музыка снискала исключительную нелюбовь – проучившись 4 года по классу фортепиано он бросил музыкальную школу, впоследствии вспоминая: «День, когда из моей комнаты вынесли фортепиано, показался мне самым счастливым днём в моей жизни». И только трагические события вернули его к музыке, а сибирская земля пополнилась ещё одним талантом.
Семья Муровых – немцы по происхождению (настоящая фамилия отца Аскольда Мурова - Брок или Триппель (по разным источникам), с началом войны были депортированы с берегов Волги в суровый сибирский край – на станцию Промышленная Кемеровской области. Мог ли тогда тринадцатилетний мальчик знать, что Сибирь – это навсегда? Что указ «О переселении немцев, проживающих в Поволжье» не позволит ему покинуть сибирскую землю?
Однако с началом эвакуации в жизнь Мурова пришли новые люди – яркие, интересные, неординарные, среди которых, безусловно, были музыканты. И юноша охотно окунулся в стихию музыки уже самостоятельно освоив игру на музыкальных инструментах (домре, кларнете, трубе, тромбоне, саксофоне), создав первые композиторские опыты и аранжировки для клубных оркестров.
Будучи спецпереселенцем, не имеющим права выезжать за пределы Сибири, Муров вместе со своим школьным приятелем Е. С. Нестерёнком (позднее кандидатом наук, профессором кафедры градостроительства Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии, Заслуженным архитектором РФ) выйдет на железнодорожной станции «Новосибирск» и направится в ближайший от станции институт, коим окажется Сибстрин (Новосибирский строительный институт). Так А. Муров получит профессию по специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция». Но увлечение музыкой не оставит мастера.
В 1951 году А. Муров получит профессию инженера-проектировщика, параллельно окончив дирижерско-хоровое отделение Новосибирского музыкального училища. А в 1956 году, оставив должность начальника проектного отдела в г. Сталинск (Новокузнецк), вернётся в Новосибирск для обучения во вновь открывшейся консерватории им. М.И. Глинки.
Дважды непринятый в учебное заведение по причине «постороннего интереса и, как следствие, – не соответствия требованиям инструкции кадров дирижёров» (Аскольд Федорович будет зачислен в НКГ только в 1958 году сразу на 2 курс профессора Матвея Акимовича Гозенпуда), уже через три года неугодный абитуриент станет преподавателем Новосибирской консерватории. Еще через семь лет – доцентом кафедры теории музыки и композиции. Будет активно пропагандировать сибирскую музыкальную культуру, напишет о проблемах развития музыкального искусства региона, организует творческие поездки и фольклорно-этнографические экспедиции по Сибири, сочинит ряд произведений на сибирскую тематику.
Муров не избежит участи его друзей – Дмитрия Шостаковича, Родиона Щедрина, Софьи Губайдулиной, Эдисона Денисова, Альфреда Шнитке. После премьеры Третьей симфонии (1968 год) композитор будет обвинен в формализме (в статье «О гражданской ответственности художника»), в 1974 году подвергнется прилюдной казни Новосибирским отделением Союза композиторов за «Тобольскую симфонию». Но сохранит силу духа, мудрость и веру в собственную правоту, о чём позднее напишет в своих книгах «Заколдованный круг» и «В лабиринте»: «Хотели привести меня в свою веру ... Только зла я, по-христиански, ни на кого не держу». И всегда будет болеть, болеть за духовное здоровье общества, состояние культуры и её развитие.
Широта, мощь, сила характера Мурова, редкостная самоотдача и требовательность к себе и окружающим, честность перед собой и Родиной, целеустремленность и бескомпромиссность – все это позволило создать в глухой сибирской земле композиторскую школу, поставить сибирское искусство в один ряд со столичным, вписав навсегда в историю Новосибирска имя волжанина как истинного сибирского самородка.
Музыковед Елена Осиян
В статье использованы материалы Натальи Мантровой, Лады Пыльневой, воспоминания А.Ф. Мурова.
Фото из личного архива Аскольда Мурова