Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
630099, г. Новосибирск, ул. Ядринцевская, 46

Муров-центр

А. Ф. МУРОВУ ПОСВЯЩАЕТСЯ


«Музыке может служить только тот,
 кто рожден любить и страдать»
А. Муров


Аскольд Федорович Муров – яркий художник, внесший неоценимый вклад в развитие сибирской музыкальной культуры. Говоря словами самого композитора: «Культуру не строят как дома-пятиэтажки. Культуру выращивают как Сад. А как вырастить Сад в душах человеческих? Хватит ли садовников? Хватит ли умения, чистых помыслов и подвижничества?..»

Своей многогранной деятельностью Муров подтверждал, что хватает и умений, и чистых помыслов… Так, более тридцати лет он отдал педагогической деятельности в Новосибирской консерватории, вырастил целую плеяду композиторов, которые работают в России и за рубежом. Многие его воспитанники считают Аскольда Федоровича своим Учителем по жизни. В слово «воспитание» он вкладывал «только одно, единственное и бесспорное значение: питание духовное!». А в своем предисловии к Четвертой симфонии написал, что «любая серьезная работа должна давать возможность экспериментировать, учиться и, что самое существенное, – постоянно переучиваться…».

1984 год возле могилы И.И. СоллертинскогоА. Муров многие годы возглавлял Сибирскую организацию Союза композиторов России, где наряду с решением текущих проблемами пристальное внимание уделял пропаганде сибирской музыки: «Мы очень хотим, чтобы сибирская музыка звучала повсеместно, но еще больше хотим, чтобы слушатели нам – сибирским композиторам – верили! К сожалению, живы еще предрассудки, что современные композиторы «деформируют» мелодизм в музыке, избегают демократичности материала, увлекаются острыми звучностями в ущерб красоте…», «от нас потребуется Истинная Музыка, где должно быть место и эксперименту, но не должно быть места пошлости, бесталанности, лжи. Отбор суровый. А иначе как увидеть рассвет?». В своем докладе «Задачи духовного строительства в Сибири: Приглашение к разговору» Муров говорил о том, что «наше дело врачевать Словом, то есть Музыкой. Именно этого от нас с вами и ждут», «искусство тем и сильно, что не прощает безрассудства», «Искусство – не сфера обслуживания! И потому, что в искусстве важен дух, а не Буква!».

Председатель Якутской композиторской организации Н. С. Берестов на одном из пленумов очень точно сказал, что «от Союза композиторов требуют не только создания музыкальных произведений, но и оказания влияния на все музыкальное искусство нашего времени. Нам необходимо иметь постоянный контакт с филармонией, поднимать художественный уровень ее концертных программ. Есть проблемы и в детских музыкальных школах – часто музыкальное искусство становится для детей пыткой, среди педагогов много случайных людей». А. Муров на этом же пленуме резюмировал относительно музыковедения: «Нам нужны духовидцы, талантливые, образованные и честные. Неотложно – расшевелить наш музыковедческий цех. На мой взгляд, здесь обветшало всё!». Как видно, эти задачи являются весьма актуальными и сегодня.А.Ф. Муров 1987 год

Главной и основной же целью своей жизни композитор считал собственно творчество: «Искусство для посвященных, то есть особой одаренности людей, – необходимо и очень важно хотя бы потому, что оно есть МЫСЛЬ». Аскольд Федорович работал во всех жанрах: опера, оперетта, симфония, хоровая кантата, духовный концерт, камерная музыка, сочинения для оркестра русских народных инструментов. Основным же, магистральным жанром для него всегда была симфония. Композитор оставил десять симфонических полотен, каждое из которых не повторяет предыдущее ни по замыслу, ни по составу, ни по масштабам. Это десять взглядов, в которых с болью и состраданием к человеку художник осмысливает прошлое и настоящее России.

* * *

По инициативе Сибирской организации Союза композиторов имя Аскольда Фёдоровича Мурова было присвоено Новосибирскому музыкальному колледжу. Это произошло 16 декабря 2006 года постановлением Губернатора Новосибирской области № 503. Будущий композитор закончил дирижерско-хоровое отделение тогда еще музыкального училища.

Годовщину присвоения имени колледж отметил в декабре 2007 года открытием Муров-центра на базе научно-методической службы. Руководителем центра стала музыковед, магистр музыкального искусства, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Н. С. Капицына.

Сразу же определились основные направления деятельности Центра. На первом этапе наиболее актуальной была задача сохранения творческого наследия А. Мурова. Для ее решения предприняты следующие шаги. Началось тесное сотрудничество с вдовой композитора Аллой Федоровной Муровой, которая любезно согласилась предоставить личный архив Аскольда Федоровича. Этот архив состоит из рукописей нот, литературных произведений, личных дневников, писем и фотографий Мурова. Кроме того, здесь имеются дипломные работы и кандидатские диссертации, посвященные его творчеству, а также личная библиотека, состоящая из художественной и музыкальной классической литературы (ее часть в 2002 году Алла Федоровна передала в фонд библиотеки колледжа).

В настоящее время ведется планомерная работа по обработке архива композитора, создается нотный электронный каталог. На сегодняшний день переведены в электронный вид рукописные партитуры симфоний (Первой, Второй, Четвертой и «Тобольской»), а также двух кантат («Строить и жить» и «Бессонница века»), транскрипции вокального цикла «Зимний путь» Ф. Шуберта – «Одиночество», духовных концертов («Достойно есть», «Символ веры», «Утоли моя печали»), концерта «Русские портреты», поэмы «Во имя жизни», Трех серенад, клавир и партитура и клавир сюиты из балета «Мойдодыр», а также камерные сочинения. 

Вместе с тем, обработана переписка Мурова с композиторами Д. Шостаковичем, Р. Щедриным и дирижером В. Мининым. После смерти Шостаковича Муров для Вестника Академии искусств ГДР написал воспоминания, которые опубликовали с большими купюрами. Вот некоторые цитаты из них «…творчество Д. Шостаковича для меня дорого своей духовной сущностью. Подобно Будде и Христу вся жизнь его была посвящена поиску Истины, Великой гуманистической Правды…». Музыка Д. Шостаковича велика своей трагедийностью, которая в равной мере олицетворяет гигантские потрясения целых народов и может чутко сосредоточиться на трагедии одного человека».

Одна из задач Муров-центра – создать электронную версию фото-архива композитора, предоставленного не только Аллой Федоровной, но и его учениками (С. Кравцовым, И. Салтыковой-Гирунян). На основе этих материалов уже был подготовлен стенд, украсивший фойе музыкального колледжа. В перспективе они составят часть экспозиции музея Мурова в колледже. Поэтому мы обращаемся с просьбой к ученикам и коллегам Аскольда Федоровича предоставить для копирования фотоматериалы и другие документы, связанные с его именем и творчеством. Будем Вам очень признательны!

Ведется работа по подготовке передачи Аллой Федоровной рукописного фонда композитора в Государственный архив Новосибирской области. Это необходимо для того, чтобы сохранить рукописи, имеющие большую художественную ценность, и дать возможность научного осмысления творчества сибирского композитора всем желающим. В дальнейшем мы будем тесно сотрудничать с администрацией архива с целью создания полной электронной версии рукописных материалов Мурова, которая будет располагаться в колледже. 

Другой важнейшей задачей Муров-центра является пропаганда музыкального наследия А. Ф. Мурова. В связи с этим в 2008 году по случаю 80-летия композитора по инициативе колледжа с привлечением филармонии и консерватории была проведена серия юбилейных мероприятий на базе музыкального колледжа. В рамках недели финальным аккордом прозвучал концерт «Музыка А. Мурова».

Многие преподаватели и студенты колледжа слышали сочинения композитора впервые. Некоторые из них заинтересовались и стали обращаться в Муров-центр за записями и других произведений Мурова. Возникший живой интерес к музыке Аскольда Федоровича и личности самого композитора – лучшее подтверждение того, что подобные мероприятия необходимы. Один из слушателей под впечатлением после концерта сказал: «Искусство всегда в непрерывном обновлении, без которого оно стояло бы не месте».

В мае 2009 года изданы материалы международной конференции «Муровские чтения», куда включены научные исследования музыковедов и воспоминания композиторов, отзывы композиторов и ведущих музыкальных организаций Новосибирска о проекте «80-летию А. Ф. Мурова посвящается», а также материалы дипломной работы Л. С. Пенской «Стилевые взаимодействия в «Осенней» симфонии А. Мурова», написанной в 1981 году.

Очередным этапом работы является полное издание рукописного нотного наследия А. Мурова. При жизни композитора было опубликовано не так много произведений. Уже подготовлено к печати одно из поздних сочинений композитора – «Три серенады» для оркестра народных инструментов (его последнее исполнение было в концерте «Музыка А. Мурова» в феврале 2008 года студенческим оркестром музыкального колледжа под руководством Р. Д. Пака).

Впереди еще и завершение работы над новым фильмом об Аскольде Федоровиче Мурове. В 2006 году по инициативе администрации колледжа были записаны воспоминания людей, которые жили, учились, работали вместе с композитором. Среди них – музыковеды из Новосибирска, Томска, композиторы, ныне живущие в других городах и странах.

Как видно, проблем, связанных с развитием Муров-центра предостаточно, но каким бы ни был завтрашний день, мы должны делать свое дело, сохраняя и пропагандируя то, чем гордимся. А иначе, говоря, словами А. Ф. Мурова, «человек «без роду, без племени» – от начала обречен на духовное вырождение» и «тот, кто разучился усердно работать на производстве, тот же отвык от работы своей души. Загадочны связи…».

Н. С. Капицына